(от нем. фирменного термина alitieren, от А1 - алюминий), насыщение поверхности стальных и др. металлич. деталей алюминием с целью повышения окалиностойкости до t 1100°С и сопротивления атмосферной коррозии. Чаще всего алитируются детали из малоуглеродистых аустенитных сталей и жаропрочных сплавов. А. проводят в порошкообразных смесях (50% А1 или ферроалюминия, 49% А12О3 и 1% NH4C1 или 99% ферроалюминия и 1% NH4C1). При 1000°С и выдержке в течение 8 ч образуется слой в 0,4-0,5 мм, насыщенный алюминием. А. выполняется также: металлизацией (на поверхность детали наносят слой алюминиевого порошка и после изоляционной обмазки деталь подвергают диффузионному отжигу); покраской деталей алюминиевой краской (с последующим диффузионным отжигом в защитной атмосфере); в расплаве алюминия (с 6-8% железа) при 700-800°С с последующей выдержкой и др. методами. А. применяют при изготовлении клапанов автомобильных двигателей, лопаток и сопел газовых турбин, деталей аппаратуры для крекинга нефти и газа, труб пароперегревателей, печной арматуры и т. п. А. в расплавл. алюминии широко пользуются вместо горячего цинкования (листы, проволока, трубы, строит, детали). См. Антикоррозионная защита, Гальванические покрытия.
Лит.: Городнов П. Т., Повышение жаростойкости стальных изделий методом алитирования, М., 1962. А. Н.Минкевич.